Тьеполо Джованни Баттиста (Giovanni Battista Tiepolo), Художник
Джова́нни Батти́ста Тье́поло (итал. Giovanni Battista Tiepolo, варианты написания имени: Gianbattista или Giambattista — Джанбаттиста или Джамбаттиста; 5 марта 1696, Венеция — 27 марта 1770, Мадрид) — итальянский живописец и гравёр, виртуоз офорта, художник-декоратор, мастер фресок, представитель венецианской школы.
В ранние годы Тьеполо испытал влияние творчества Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетты. В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и стал членом местной корпорации живописцев (fraglia pittorica veneziana). В 1719 году женился на Марии Чечилии Гварди, сестре известных художников из семьи Гварди — Франческо, Джанантонио и Николо. От брака с Марией у Тьеполо родилось девять детей, в том числе будущие художники Джандоменико и Лоренцо.
Тьеполо Джованни Баттиста достижения
В XVIII веке в области изобразительного искусства Италия уже не играла той роли, которая была присуща этой стране в эпоху Возрождения XV—XVI веков и барокко XVII столетия. Однако в Венеции проходили пышные празднества, карнавалы, театральные представления, царили изящество, фантазия и шутовство.
Знаменитые библиотеки и художественные коллекции, искусство ведуты (живописного и графического городского пейзажа), Комедия дель арте, музыка: хоровая и инструментальная музыкальная культура, искусство костюма, ювелирных изделий и карнавальных масок процветали именно в Венеции.
Художественный стиль, созданный Тьеполо, — «последний штрих этого радостного великолепия заката венецианской школы. В нём соединились традиции иллюзорных барочных росписей, утончённый аристократизм итальянского маньеризма… Но вместе с этим — и религиозная экстатичность, дух контрреформации, так мало подходящие беззаботным венецианцам».
Мастер декоративной плафонной росписи, Тьеполо свободно владел построением глубокого изобразительного пространства, сложных ракурсов в изображении человеческих фигур и фантастической архитектуры в потоках света и цвета. Он смело соединял христианские сюжеты с античной мифологией и эстетикой куртизанок, что было вполне во вкусе венецианского маньеризма и особого барочно-рокайльного стиля.
Весьма образно эту особенность творчества Тьеполо характеризовал П. П. Муратов на примере росписи плафона на Вилле Стра, которая, по его мнению, относится к счастливейшим свершениям искусства рококо:
В лазоревостях и жемчужностях неба раскидываются исторические триумфы Пизани, соединившие дожей, посланников, адмиралов и полководцев с аллегорическими фигурами всех разновидностей славы и преуспеяния, с невероятными пышностями всевозможных убранств, с улыбками женщин, столь неожиданно глядящих на нас из углов огромной залы и столь же соблазнительных, как сама Венеция.
Творчество Тьеполо длилось более полувека, этот художник открыл динамику иллюзорного свето-воздушного пространства, развитую затем театральными декораторами семьи Бибьена, Дж. Валериани, Пьетро ди Готтардо Гонзаго и великим Дж. Б. Пиранези. Однако стиль самого Тьеполо, как бы беспечный и лёгкий, несколько поверхностен, отчего формы на его картинах и фресках кажутся эфемерными, к тому же не всегда удачны по цвету.
- 2009-09-05
- 2008-09-14
- 2008-05-13
- 2008-05-13
- 2008-05-13
- 2008-05-13
- 2008-05-13
- 2008-05-12
- ок. 1750 г. Стойкость и мир (Церковь Ла Пьета, Италия / Венеция )
Стойкость и мир (La Fortezza e la Pace)
Тьеполо Джованни Баттиста ок. 1750 г.Церковь Ла Пьета 01(Италия / Венеция)Потолок нефаНа потолке главного входа находится фреска Джамбаттисты Тьеполо «Стойкость и мир» .
- 1750-1770 г. Бегство в Египет (Церковь Сан Закария, Италия / Венеция ) Тьеполо Джованни Баттиста 1750-1770 г.Церковь Сан Закария 04(Италия / Венеция)Cappella di Sant’Atanasio
Святое Семейство, которое, согласно апокрифическим евангелиям, во время путешествия сопровождают ангелы, изображено на борту лодки, управляемой крепким рулевым. Работа, сегодня находящаяся в часовне Сант-Атанасио, изначально находилась в церкви.
- ок. 1751 г. Триумф веры (Церковь Ла Пьета, Италия / Венеция )
Триумф веры (Il Trionfo della Fede)
Тьеполо Джованни Баттиста ок. 1751 г.Церковь Ла Пьета 03(Италия / Венеция)Потолок хораПотолок хора украшен еще одной фреской Тьеполо « Триумф веры» .
- 1754 г. Явление Девы святому Иоану Непомуцкому (Церковь Сан- Паоло, Италия / Венеция ) Тьеполо Джованни Баттиста 1754 г.Церковь Сан- Паоло 10(Италия / Венеция)Левый проход – второй алтарь
РАЗМЕРЫ: 346 x 145 см
ТЕХНИКА: холст, масло
Алтарный образ, заказанный для установки на алтаре, недавно завершенном Джорджо Массари, изображает святого Иоанна Непомуцкого, недавно канонизированного.
Особо жалкая физиономия святого в экстазе приобретает драматический оттенок. Фигура Мадонны величественна, монументальна, но композиция разрежена, в ней отсутствует скученность фигур, характерная для работ Тьеполо нескольких лет назад (например, сохранившихся в церкви Сант-Альвизе).
Здесь мы становимся свидетелями нового подхода к священным темам, почти лаконичного, трезвого, который будет сопровождать его на протяжении всей его поздней зрелости, до самой смерти. Цвет также приглушен, почти фиксирован, возможно, для того, чтобы соответствовать нуждам церкви, которая не очень яркая.
Эту алтарную картину Тьеполо можно датировать 1754 годом, то есть сразу после возвращения художника из Германии.
- 1760 г. Мадонна с младенцем (Церковь Санта-Мария Формоза, Италия / Венеция )
Мадонна с младенцем (Madonna con Bambino)
Тьеполо Джованни Баттиста 1760 г.Церковь Санта-Мария Формоза X(Италия / Венеция)ОраторийНа первом этаже ораторского искусства изображена Мадонна с Младенцем и Святым Домиником работы Джамбаттисты Тьеполо по заказу школы Бомбардьери 1760 года.