Карпаччо Витторе (Vittore Carpaccio), Художник
Витторе Карпаччо, Витторио Карпатиус, Карпатио, Скарпаца (итал. Vittore Carpaccio, Vittorio Carpathius, Carpatio, Scarpaza, Scharpaza; ок. 1465, Венеция — между окт. 1525 и июнем 1526, Копер, Словения) — итальянский живописец раннего Возрождения венецианской школы, последние годы он прожил в провинции.
Карпаччо Витторе достижения
Работы Карпаччо варьировались от отдельных произведений, написанных на холсте, до алтарных образов и больших живописных циклов. Несколько запрестольных образов, в том числе «Св. Фома Аквинский на троне» (1507), «Введение Христа в храм» (1510) и «Мученичество десяти тысяч» (1515), были заказаны церквями Венеции, а произведения, созданные после 1510 года, были в основном заказаны отдельными венецианскими меценатами. Необходимо отметить и первые опыты Карпаччо в технике масляной живописи, ранее он писал, как и другие художники кватроченто темперой.
В 1504—1508 годах Карпаччо вместе с учениками создал цикл картин «История Марии» для Скуолы дельи Альбанези. В настоящее время картины этого цикла разделены между Академией Каррара в Бергамо, Пинакотекой Брера в Милане и Ка-д’Оро в Венеции.
У Карпаччо есть картина, в которой воплотился его интерес к бытовым сюжетам. Это «Две венецианки» (Венеция, МузейКоррер). Застылость поз и выражений лиц компенсируется здесь почти этнографической точностью в изображении одежд, особенностей быта, окружающей обстановки.
Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и выполнению произведение — «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания Музея Тиссена-Борнемисы. Герой представлен в окружении природы на фоне замка. Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. Кажется, что они принадлежат кисти нидерландского живописца — столь трепетно и с такой точностью воспроизведена каждая деталь изображения. И всё же для Карпаччо мир природы не открывал особых глубин; природу он наделял в первую очередь символическим и даже геральдическим смыслом.
Но более всего художник известен своими большими городскими сценами, такими как «Чудо Креста на Понте-ди-Риальто». Эта работа хорошо передаёт образ Венеции на пике её могущества и богатства. Несмотря на то, что Карпаччо работал и в начале XVI столетия, в историю искусства он вошёл как яркий представитель зрелого «кватроченто», великолепный живописец и певец Венеции.
- 2025-04-29
- 1516 г. Лев Святого Марка (Дворец Дожей, Италия / Венеция )
Лев Святого Марка (Leone di San Marco)
Карпаччо Витторе 1516 г.Дворец Дожей 29-CA01(Италия / Венеция)Sala Quarantia criminaleНа большом полотне Витторе Карпаччо изображена типичная иконография крылатого льва, символа Святого Марка и, как следствие, Светлейшей Измеримости.
Лев изображён в движении: его задние лапы находятся на лагуне, а передние – на суше: явная отсылка к расширению Венецианской империи, разделённой на «сухопутное и морское состояния».
На заднем плане виден вид на Венецию. Слева находятся символические места венецианской власти: базилика Сан-Марко, фасад Палаццо Дукале и недавно построенная Часовая башня; справа – вид из Арсенала на современный Пунта делла Догана.
Венецианский торговый и военный флот плывёт в бассейне Сан-Марко, защищённый Львиным крылом. Таким образом, работа Карпаччо представляет собой триумф Венецианской республики, шествующей по суше.
Слово pax, написанное в книге и отсылающее к святому Марку («Мир тебе, Марк, мой евангелист»), также приобретает значение пожелания мира и процветания, адресованного Светлейшей.
Картина, вероятно, была написана для пяти магистратов «Дацио дель Вин», чьи гербы изображены в нижней части холста.
Из их кабинетов картина была затем перенесена в Палаццо дей Камерленги ди Комун в Риальто и, наконец, после падения Республики (1797) вошла в коллекцию Палаццо Дукале.